Первая теория неврозов
В труде «Исследование истерии», который является результатом более чем десятилетнего клинического исследования Й. Брейера и З. Фрейда, представлена концепция аффективной травмы или травматическая концепция на основе травматической истерии.
Концепция аффективной травмы заключается, в том, что у индивида появляется мощный аффект при переживании опасного события, и этот аффект психический аппарат не перерабатывает и поглощает, из этого замороженного аффекта образуется некая внутренняя структура.
З. Фрейд выделяет два типа аффективной травмы:
- Актуальные травмы – это травмы, связанные с возникновением непосредственной реакции на реальную ситуацию. Такие травмы появляются, когда появляется сильный аффект, который не может выразиться, а подавляется.
- Ретроактивные травмы – это травмы, связанные с событием, произошедшим в прошлом и воспоминание о котором способно вызвать сильный аффект.
С понятием ретроактивной травмы связана первая теория неврозов, в которой говориться о раннем сексуальном соблазнении в детстве как о главной причине развития неврозов.
При сексуальном соблазнении в детстве ребенок может получить травму если совершено физическое насилие, ребенок пережил боль, испугался, но также ребенок может и не получить травму в детстве если воспринимал сексуальное соблазнение как приятную возбуждающую игру, где взрослые с ним играют и тогда напрямую сексуальное соблазнение не относится к травматическому соблазнению для ребенка. В этом случае развитие ретроактивной травмы может выглядеть так: ребенок забывает про раннее сексуальное соблазнение и в зрелом возрасте сексуальная жизнь, может напомнить об эпизоде соблазнения в детстве. Образовывается аффект из столкновения пробудившегося воспоминания и усвоенных морально-нравственных норм. У ретроактивной травмы присутствует двойной аспект, травма проявляется после того как во взрослой жизни пришло понимание и осознание, того что произошло в детстве.
В динамике аффективной травмы, вначале появляется аффект стыда, страха, боли, ужаса, далее осуществляется блокирование разрядки аффекта. Аффект может переработаться с помощью выражения аффекта, речи или компенсации, под компенсацией в данном случае подразумевается вызов воспоминания или представления о положительном исходе подобной ситуации. Этот аффект не проживается, он отделяется, замораживается и трансформируется в «обособленную психическую группу» как назвали её Й. Брейер и З. Фрейд. Возникновение психической группы способствует развитию истерических симптомов.
Й. Брейер взял на лечение пациентку Анну О., настоящее имя которой Берта Паппенгейм, девушке было 21 год, и она мучилась от большого количества истерических симптомов. Во время частых и продолжительных бесед с пациенткой Й. Брейер обратил внимание, что определённые симптомы пропадали, когда Анна О. подробно описывала ему воспоминания о моменте их первого проявления, одновременно заново испытывая те же чувства, которые пациентка переживала в прошлом. Сделав это открытие, Й. Брейер продолжил исследовать другие симптомы, применяя более систематический подход. В результате он обнаружил, что когда задавал Анне О. вопросы об обстоятельствах возникновения симптомов, они пропадали после ответов девушки. Каждый симптом был тщательно изучен, и все травмирующие события были проанализированы в обратном хронологическом порядке, начиная с последнего дня перед обострением и заканчивая первым днём проявления симптомов. После установления и называния причины, симптомы пропали полностью. Когда пациентка пребывала в состоянии изменённого сознания, с применением гипнотических техник, в трансе Й. Брейер также заметил этот феномен. Позже он усовершенствовал свою методику и самостоятельно гипнотизировал Анну О., чтобы не тратить время на ожидание её погружения в самогипноз.
Анна О. обнаружила, что разговор о своих симптомах и событиях, предшествующих им, облегчает её состояние. Она назвала этот процесс ««talking cure» (лечение разговором)» и шуточно ««chimney–sweeping» (прочистка дымохода)».
Далее Брейер перечисляет длинный ряд симптомов, которые исчезли благодаря «лечению разговором», и приводит множество примеров. Самым значительным успехом в лечении стало, бесспорно, устранение паралича правой руки у пациентки. Когда Анна О. находилась рядом с постелью своего тяжелобольного отца, она увидела галлюцинацию, в которой змея ползла к отцу, для того чтобы его укусить. В тот же момент она обратила внимание, что не может пошевелить правой рукой, которая будто бы одеревенела. Впоследствии эта галлюцинация повторялась регулярно, с проявлением паралича правой руки и невозможностью разговаривать на любимом языке, за исключением английского. Брейер сообщает, что к концу лечения пациентка подробно описала обстоятельства, вызвавшие галлюцинацию со змеёй. Когда она вспомнила о том, что произошло в ту трагическую ночь около кровати больного отца, у неё прошел правосторонний паралич, и она снова смогла говорить на немецком языке.
Многие истерические симптомы были обусловлены тем, что Анна О. сдерживала свои аффекты, когда заботилась об отце. В процессе терапии было важно, чтобы пациентка не только вспомнила ситуацию, вызвавшую аффект, и рассказала о нём, но и заново прожила этот аффект во время воспоминания. Если это удавалось, то лечение проходило успешно, симптомы уменьшались или исчезали, позволяя пациенту вести полноценную жизнь. Таким образом, возник катартический метод, основанный на принципе отреагирования. Отреагирование — это процесс вспоминания событий, вызвавших аффект, и проживания этого аффекта.
Со временем новые клинические данные вынудили Фрейда пересмотреть свои убеждения. У него возникли сомнения относительно реальности сцены соблазнения, возможно, это было скорее плодом воображения, чем реальным опытом. Фрейд осознал, что не имеет большого значения, произошло ли событие в действительности и было ли оно таким, как его описывает пациент. Поскольку во внутреннем мире пациента, это событие реально, и его восприятие присутствует во внутренней реальности человека. Следовательно, Фрейд открыл мир психической реальности, который не менее важен, чем объективная реальность. Таким образом, пациент может использовать симптомы для защиты не только от реальности, но и от своих собственных фантазий.
Список используемых материалов
1. Фрейд, 3. Исследования истерии / Пер. с нем. С. Панкова; научная редакция М. Решетникова и В. Мазина // Фрейд 3. Собр. соч.: В 26 т.
2. Лекций В.А. Агаркова (использование этих материалов возможно только с разрешения автора курса по психоаналитическим концепциям психической травмы В.А. Агаркова)