Работа горя от З. Фрейда к Дж. Боулби

Многие люди, столкнувшиеся с психическими травмами, не спешат обращаться за профессиональной психологической поддержкой, предпочитая справляться самостоятельно. Чаще всего это случается, когда психическое страдание сопровождается соматическими проявлениями, или тревога и депрессия достигают такой степени, что потенциальный клиент понимает, что так дальше жить невозможно. Существует множество факторов, влияющих на восприятие психических травм, но основной фактор, является культурный. В ходе воспитания детей родители, руководствуясь самыми благими намерениями, готовят их исключительно к счастью и не просвещают о психических травмах. В связи с этим многие из людей оказываются неподготовленными к травмам и потерям, и каждый должен самостоятельно развивать способности преодоления подобных ситуаций, используя метод проб и ошибок, иногда приводящих к трагическим результатам. Стоит заметить, что в целом любые травмы могут быть потенциально патогенными и впоследствии накладывают отпечаток на психику. Как правило, этот опыт делает нас мудрее, терпеливее и добрее, для менее везучих он может стать источником невыносимых мучений и спровоцировать различные формы психопатологии, от временных до самых сложных.

Один из наиболее распространённых и сложных видов психических травм связан с внезапной потерей близкого человека. Важно отметить, что внезапная потеря особенно болезненна, так как обычные потери, например, смерть родителей или супругов в пожилом возрасте, являющиеся частью естественного процесса, также вызывают сильные эмоции, но в итоге воспринимаются как неотвратимые. Утрата влечет за собой сложную динамику, важными аспектами которой являются изменения внутренних объектов, играющих центральную роль в регуляции аффекта, либидинозных и агрессивных импульсов, нарушение нарциссического баланса и необходимость адаптации к совершенно новой ситуации отсутствия «утраченного» человека, который был более или менее постоянной величиной в течение большего времени жизни. Однако чрезмерная сосредоточенность на идее вечной жизни и бессмертия указывает на несогласие даже с таким вариантом потерь. По словам З. Фрейда, печаль и меланхолия — это состояния, возникающие в результате потери близкого человека или разочарования в абстрактных понятиях, таких как отечество, свобода и так далее. З. Фрейд разделяет печаль и меланхолию как два разных психологических состояния.

Печаль

Печаль

Согласно З. Фрейду, печаль является нормальной реакцией на переживание потери. Принято считать, что процесс переживания печали занимает определённое время, обычно до одного года, и человек способен справиться с ней самостоятельно. Печаль проявляется через болезненные эмоции и потерю интереса к окружающему миру. Человек, испытывающий печаль, временно не может выбрать новый объект привязанности. В то же время он избегает любой активности, которая не связана с воспоминаниями об утраченном объекте. Работа печали не обязательно должна проходить под наблюдением психотерапевта. Тем не менее, терапевт может оказать поддержку и помочь ускорить процесс, когда человек проходит через этот внутренний путь.

Работа печали заключается в признании потери объекта, с которым имелась привязанность либидо, и в преодолении противодействия либидо, пытающегося сохранить привязанность с утраченным объектом. Процесс отделения либидо происходит, когда с каждым воспоминанием ослабевают ожидания, связанные с потерянным объектом, что приводит к постепенному освобождению либидо. Работа печали предполагает значительных энергетических и временных затрат. Обычно в результате этого процесса либидо становится свободным и может связаться с новым объектом. Эти воспоминания вызывают неприятные ощущения и связаны с эмоциональными переживаниями. Именно эти переживания указывают на то, что происходит отделение либидо, и эти воспоминания являются свидетельством постепенного высвобождения либидо.

Меланхолия

Меланхолия

Меланхолия — это патологическая реакция, которая часто нуждается в помощи специалиста в области психического здоровья. Меланхолия характеризуется более интенсивными и глубокими страданиями, подавленностью, потерей интереса к окружающему миру, неспособностью любить, замедлением активности и ухудшением самочувствия, что проявляется в самообвинениях, самоупрёках и нарастающих бредовых ожиданиях наказания. З. Фрейд отмечает, что, хотя эти упрёки в свой адрес могут казаться странными, люди говорят о них постоянно, и в этом случае чувство меры может отсутствовать. З. Фрейд считает, что такие самообвинения на самом деле направлены на утраченного любимого человека.

Различие между индивидуальным переживанием меланхолии от печали заключается в том, что при меланхолии наблюдается значительное ухудшение самочувствия, и ослабление Эго. Когда человек испытывает печаль, мир кажется ему бедным и опустошённым, а когда страдает от меланхолии, его Эго словно бы пустеет и беднеет.

Скорбящий считает себя крайне неприятным и ни на что не годным человеком, порой удивляясь тому, что психотерапевт общается и работает с такой негодной личностью, как он.

Одним из наиболее авторитетных исследователей в области психической травмы считается Джон Боулби. Тщательно изучив более двадцати историй психических травм, особенно среди овдовевших женщин, Дж. Боулби определил несколько последовательных этапов самостоятельной работы горя.

В ходе первого этапа большинство участников испытывали ошеломление, даже если ситуация не была совершенно неожиданной, и оказались неспособны принять эту информацию. Первичный отклик на внезапное психическое потрясение может быть выражен как поведением, так и словами, и часто принимает форму отрицания. В некоторых ситуациях женщины, столкнувшиеся с внезапными потерями, казались внешне спокойными и не проявляли сильных эмоций. Однако впоследствии они признавались, что намеренно подавляли свои чувства, опасаясь не справиться с ними или потерять контроль над собой. Этот этап называется оцепенением.

В период второго этапа острого переживания горя человек осознаёт реальность потери, испытывает тревогу и беспокойство, иногда полностью погружается в мысли об исчезнувшем объекте и переживает своё горе, сочетая эти эмоции с некоторыми понятными, но нелогичными реакциями. К этим реакциям можно отнести, например, повторное ощущение, что утраченный человек находится где-то рядом, поиск его лица на улице или в обществе и так далее. Эти явления не являются признаками патологии и надо рассматривать их как естественные аспекты печали.

Также во втором этапе наблюдаются моторная тревога, непрекращающиеся размышления об утраченном объекте, сосредоточенность на связанных с ним вещах, внутренний или внешний призыв к его возвращению, сопровождающийся слезами и, порой, гневом, включая эмоциональные упрёки покинувшему, вызвавшему столько страданий. Дж. Боулби обращает особое внимание на гнев, который может показаться неприемлемым в данной конкретной ситуации. Несмотря на это он был обнаружен в 82% рассмотренных случаев. Предметом этого гнева были также близкие люди, священнослужители, медицинские работники и различные официальные лица, на которых возлагалась частичная или полная ответственность за несвоевременную смерть в этих случаях.

Этот этап часто характеризуется стремлением к самокритике и проявлению личного чувства вины в связи с утратой объекта. Это включает воспоминания о незначительных упущениях, ошибках или невыполненных обещаниях и обязанностях, которые обычно связаны с периодом перед утратой объекта, а в отдельных случаях и всей жизнью.

Естественным образом переживание утраты, появляется только тогда, когда ему предшествует сильное чувство настоящей привязанности. Со временем человек обычно находит другие объекты привязанности, но это происходит не сразу, и здесь вряд ли будут полезны рекомендации по их быстрому поиску или поддержка несбыточных надежд. Когда человек обращается за поддержкой к психотерапевту, на начальном этапе специалист может выступать в роли внимательного слушателя, доверенного лица или просто находиться рядом, обеспечивая поддержку в процессе переживания утраты, которую невозможно восполнить.

Важно психотерапевту постараться осознать чувства клиента, проявить эмпатию и посмотреть на случай с его позиции. Только тогда клиент сможет выразить чувства, которые, возможно, раньше не мог показать.

Терапевтическое заблуждение заключается в том, чтобы сразу пытаться справиться со сложной утратой. Также неверно пытаться вернуть клиента к реальности, предлагая ему взглянуть реально на ситуацию или предложить интерпретацию.

Скорее всего, родные и друзья уже неоднократно пытались помочь, и клиент, вероятно, испытывает гнев из-за их непонимания. Он осознаёт, что его потеря невосполнима, но не может примириться с ней и принять осиротевший мир вокруг себя. Вероятно, он всё ещё хранит вещи покинувшего в его комнате в том порядке, который был при жизни, хотя и воспринимает, что тот больше не вернётся. И всё же он продолжает надеяться. Несмотря на то, что эти ожидания кажутся далекими от реальности, психотерапевт не вправе разрушать их или укреплять. Работа горя должна пройти своим путем самостоятельно, а психотерапевту остаётся лишь наблюдать со стороны. Именно благодаря присутствию другого человека клиент сможет однажды осознать, что почти вся работа горя закончилось, и принять реальность.

Эта неактивная роль психотерапевта иногда бывает сложной и трудной. Но это единственный вариант, который терапевт может предложить клиенту на начальном этапе, потому что ему необходима безопасное и поддерживающее пространство, где он сможет проявить свою боль, одиночество, мольбы о помощи и страх покинутости без осуждения за свою неспособность справиться с потерей. Когда эти потребности в проявлении горя не находят удовлетворения, они вытесняются, и в таких случаях они могут привести к развитию соматизации или психопатологии. В случае если психотерапевт не проявляет достаточной эмпатии и понимания, клиенту приходится прибегать к другим методам для смягчения своего горя. Общество обычно терпимо относится к тому, что люди пытаются облегчить своё горе с помощью алкоголя, но не готово принять плач и просьбы о помощи, обращённые к нему.