Испытывали ли вы чувство неопределённости и непонимания своих желаний? Возможно, вы когда-нибудь чувствовали себя одиноко среди людей и испытывали необъяснимую тоску. Возможно, это проявление ранних, довербальных травм, которые называют невидимыми и безмолвными, потому что они произошли в младенческом возрасте, когда человек ещё не мог говорить и осознавать свои эмоции.
Симптомы
Посттравматические проявления могут быть разнообразными.Когда симптомы связаны с травмой, сохранившейся в памяти, определить связь между ними несложно. Трудно преодолеть эти симптомы, ведь они представляют собой скорее «памятник» травмы, чем процесс её переработки. Тем не менее первый шаг заключается в установлении связи между тем, что происходит сейчас, и событиями прошлого. «Памятник» травмы, представляющий собой комплекс травмирующих событий и дальнейших симптомов, которые возвращают к этому событию, очевидно, формируется в памяти.
Известно, что память гораздо глубже наших сознательных представлений о ней. Память и сознание взаимодействуют там, где возникают слова, чтобы не только сохранять «отпечатки» в глубинах нас, но и уметь рассказывать о них.
Как быть с травмами, относительно которых отсутствовала возможность думать или говорить из-за отсутствия языка в тот период? Этот «травматический комплекс» обширен и теряется в дымке начала жизни. Симптомы уходят куда-то вглубь тумана, и рассмотреть их оказывается невозможным.
Когда память не может установить прямую связь между симптомом и травмой, помогает процесс реконструкции. Говоря простым языком, при работе с ранними, дословесными травмами необходимо воссоздать картину младенческого периода со всеми ключевыми этапами и предположить, на каком из них произошёл сбой.
В процессе психоанализа травм раннего периода было собрано множество свидетельств о связи симптомов с бессознательным источником. Реконструкция восстанавливает эту связь, и только тогда можно надеяться на исчезновение симптома, поскольку он уже выполнил свою основную задачу — указал путь к травме.
«Тихие» травмы
Когда речь идёт о травме, подразумевается не только внешнее воздействие, такое как оставление ребёнка матерью в довербальный период, асоциальное поведение взрослых, трудные физические условия в начале жизни или заболевания младенца. Это яркие, видимые травмы. Однако существуют и тихие травмы, которые возникают не только из-за того, что родители предпочитают игнорировать проблемы, но и из-за того, что взрослые не осознают травматизм, считая, что всё в порядке.
Иногда это происходит из-за послеродовой депрессии матери, в которой она не может признаться даже самой себе. Или из-за функциональной заботы о ребёнке, которая формально присутствует, но на самом деле является безжизненной с психологической точки зрения.
В этих случаях говорят не прямо о травме, а о «дефицитах» детства, которые травмируют не меньше, а иногда и больше. Все то, что остается тайной, требует большего количества симптомов, чтобы обратить внимание на как будто бы «пустое» место в психике и в ранней истории.
В таких ситуациях речь идёт не о травмах в прямом смысле слова, а о «дефицитах» детства, которые могут нанести не меньший, а иногда и больший вред. То, что остаётся скрытым, требует проявления симптомов, чтобы привлечь внимание к лакунам в психике.
Взгляд матери, закрытые глаза
Ключевой этап младенческого периода — взаимоотношение мамы и малыша. Взаимоотношение строится на трех уровнях: взгляд матери (мама видит своего ребенка и ребенок видит отражение себя во взгляде матери, первое «зеркало» которое видит ребенок), телесном (тактильные ощущения ребенка от прикосновения к матери), аудиальном (успокаивающий голос его матери).
Взгляд, по сути, и является первой встречей. Подумайте о том, насколько важен зрительный контакт с другим человеком в зрелом возрасте, сколько всего можно узнать с помощью этого способа общения, сколько всего можно понять.
Бывает, что мама как бы ни видит своего ребенка, в её психике сформировался другой образ ребенка более идеализированный.
Наблюдаю, ощущаю, слышу
Наглядный пример нарушенного зрительного контакта мы видим в фильмах ужасов в виде «черных глаз», они будто бы способны вызывать различные бедствия. Бывает, что мама как бы ни видит своего ребенка, в её психике сформировался другой образ ребенка более идеализированный.
Ранние проблемы опыта контакта кожа к коже может привести к различным проблемам в будущем, таким как дерматит, самоповреждения или татуировки. Неблагоприятная звуковая обстановка может проявляться в различных симптомах, которые, тем не менее, связаны со «звуковым окружением». Например, приступы паники в многолюдных местах, где «слишком много шума», или психогенная глухота (без физиологических причин).
Знакомство с чувствами
Еще одна важная стадия развития младенца — познание чувств, в этом процессе ему помогает мама или другой заботливый взрослый, который выступает в роли родителя. Младенцу неизвестны эмоции, его психика сосредоточена на ощущениях, возникающих внутри тела и под воздействием внешних раздражителей. И те, и другие вызывают не эмоции, а чувства и аффекты: возбуждение, радость, страх, злость, настороженность и так далее.
С точки зрения психоанализа, эти чувства возникают в психике в своей первоначальной форме (бета-элементы, теория Биона), но становятся более понятными и приемлемыми благодаря матери, которая интуитивно понимает переживания ребёнка и передаёт ему эти ощущения (альфа-элементы, теория Биона) словами: «Тебе грустно», «Тебе больно», «Сейчас ты радуешься». Самое главное — это слова «Я люблю тебя», потому что они дают ребёнку понять, что его принимают со всеми его эмоциями и реакциями, даже если они агрессивные.
У взрослых людей симптом ранней психологической травмы (а точнее, недостаток материнского контейнирования) может проявляться в виде тревожного расстройства или аффективной лабильности, характеризующейся несдержанностью (особенностями поведения). В итоге, это будет касаться всего, что связано с неспособностью удерживать аффекты. Например, мама, которая в какой-то момент теряет терпение и реагирует на поведение ребёнка криком или телесными наказаниями.
Взрослый - ребенок
Довербальные травмы или недостатки могут проявляться во взрослой жизни через беспричинное чувство одиночества и тоски («хочу чего-то, но не знаю, чего»), которые трудно осознать и преодолеть. Такие симптомы могут привести к развитию различных зависимостей, которые приносят временное облегчение и создают иллюзию удовлетворения потребностей.
Этот аддиктивный симптом также указывает на другую проблему, связанную с ранним травматическим опытом — быстрый регресс к более ранней стадии развития в ответ на внешние или внутренние стрессовые ситуации. Когда человек находится под воздействием алкоголя или наркотиков, он может временно почувствовать себя свободным от ответственности и сосредоточиться на удовлетворении своих желаний, отвлекаясь от реальности и погружаясь в мир грёз. Важно понимать, что такая реакция является лишь временной и после прекращения воздействия стресса неприятные ощущения возвращаются с удвоенной силой.
Преодоление ранних травм — сложная задача, требующая профессиональной помощи психотерапевта. Здесь неоценимую помощь оказывает сторонний наблюдатель, который помогает реконструировать детский опыт. Психотерапевт акцентирует внимание на чувствах и помогает их выразить, восполняя недостающую проработку.
Таким образом, связь симптома с травмой устанавливается — сначала теоретически, а затем (если предположение психотерапевта и клиента подтверждается) и на практике. Симптом исчезает только после полного осознания его происхождения и интеграции травмы в психику. Это, безусловно, требует времени.