Травматический невроз
Психика человека на самом деле не предназначена для обработки всего объёма информации, стимулов и впечатлений, поступающих из внешнего мира. Чтобы не утонуть в этом потоке информации, существует «стимульный барьер», который фильтрует и ограничивает поступление данных в наше сознание. Объем информации, который приходит из окружающего пространства усваивается малыми порциями. Чувствительные структуры обрабатывают внешние стимулы и направляют их внутрь, разбивая на небольшие фрагменты. В процессе эволюции некоторые аспекты восприятия утратили свою актуальность, и выживали те, кто умел быстро принимать решения и реагировать на них. Когда человек останавливается, чтобы насладиться красотой саблезубого тигра, его шансы на выживание в древности значительно снижаются по сравнению с тем, кто продолжает двигаться или предпринимает активные действия против хищника.
У «стимульного барьера» также существует функция антиципации, то есть возможность представить и мысленно проиграть различные варианты развития ситуаций или событий. Когда мы готовы к определённому событию, это происходит на подсознательном уровне, в нас заложена череда событий, которые могут произойти с нами в определённой обстановке, то травматическая угроза отсутствует. Однако если случается что-то неожиданное, защита может не справиться, произойдёт её пробой, и возникает риск возникновения травматического невроза.
Функционирующий должным образом барьер стимулов связан с субъективными переживаниями. Его нормальная работа подразумевает страх и опасения, поскольку функция антиципации срабатывает, когда мы чего-то боимся. Мы представляем то, чего боимся, и это определяет наши действия в моменты страха.
Преодоление защиты сопровождается внезапным появлением в психическом аппарате большого объёма несвязанной энергии и сопровождается внутренним переживанием испуга. После преодоления барьера стимулов психический аппарат оказывается под воздействием мощного потока возбуждения и стимуляции, поступающих из окружающей среды. Этот поток стимуляции и возбуждения может привести к серьёзной дезорганизации психического аппарата, нарушению связей между психикой и телом и сбоям в работе соматических функций.
В ответ на избыточное воздействие внешних стимулов психика принимает меры, такие как резкое перераспределение энергии, между функциями Эго, которые необходимы для выживания, и теми, которые в данный момент не требуются. Например, человек может потерять дар речи. Эта энергия используется для создания контрнагрузки, чтобы предотвратить чрезмерное влияние стимуляции и поддерживать более или менее нормальное функционирование. В результате происходит связывание потоков стимуляции внутри психического аппарата, они привязываются к воспоминаниям и фрагментам мыслей, что приводит к ограничению свободного распространения энергии. Процесс связывания происходит через повторение.
Динамика развития травматического невроза может быть представлена как прорыв барьера стимулов в ответ на психотравмирующее событие, что приводит к повторению, связыванию и травматическому «парезу». Эти две тенденции способствуют формированию симптомов невроза.
Управление связыванием и разрядкой происходит согласно принципу понуждения к повторению. Внешние проявления работы связывания проявляются в виде травматических снов.
В этих повторах, с одной стороны, происходит связывание, а с другой — частичное ослабление аффекта, возникшего в результате травматического события.
Повторение играет важную роль в детских играх. Дети воспроизводят неприятные для них ситуации.
З. Фрейд обратил внимание на своего полуторагодовалого внука, который спокойно относился к отсутствию матери. Когда он наблюдал за ребёнком, который постоянно бросал и притягивал обратно к себе деревянную катушку на верёвке, З. Фрейд предположил, что значение этой игры заключается в мысленном удалении и возвращении матери. Он понял, что такие повторения влекли за собой ряд последствий: с одной стороны, они позволяли ребенку превратить невыносимое переживание в активное действие; с другой стороны, отбрасывая предмет далеко от себя, ребенок мог удовлетворить подавленное влечение, т. е. отомстить матери, которая его покинула. Делая из этого наблюдения общий вывод, З. Фрейд утверждает, что функцией детской игры можно считать возможность постоянного воспроизведения опыта, который взволновал ребенка, чтобы справиться с эмоциональной ситуацией. С этой точки зрения, пример игры с катушкой показывает, что повторение может приводить к проработке.
Повторение этих действий помогает связать стимуляцию и аффекты, вызванные негативным опытом, и способствует освоению этого переживания.
Травматический парез — это процесс отведения энергии от некоторых задач Эго, направленный на создание противонагрузок для ограничения распространения возбуждения в психике. Клинически это может, проявляется в состоянии шока, которое характеризуется неподвижностью, поглощённостью переживаниями.
В результате психической травмы происходит переход от принципа удовольствия к принципу понуждению к повторению.
Динамика травматических сновидений определяется принципом повторения. Сновидения часто связаны с травматическими событиями и многократно воспроизводят их, это противоречит традиционному представлению о снах как об исполнении желаний. Функция повторов служит связыванию этой энергии и разрядке травматического аффекта. По Фрейду вектор посттравматического восстановления направлен от принципа повторения к доминированию принципа удовольствия. Этот путь преодолевается благодаря работе связывания и разрядке. Травматические сновидения играют важную роль в восстановлении нормального функционирования психики на основе принципа удовольствия.
Травматические сны часто включают в себя точное воссоздание травмирующих событий или их фрагментов, которые сохраняются неизменными на протяжении определённого периода времени. Такие сны обычно не имеют явной связи с дневными остатками. Они могут возникать в различных ситуациях.
Фрейд считает навязчивое повторение, обнаруживающееся в сновидениях, симптомах, принципом, предшествующим принципу удовольствия. С экономической точки зрения, главная функция повторения заключается в связывании избыточного возбуждения, поступающего из внешнего мира.
Рассуждения Фрейда о повторении в его фундаментальных проявлениях с биологической точки зрения, привели его к пониманию, что повторение рассматривается как следствие базового принципа — стремления к восстановлению исходного состояния, который старше принципа удовольствия. Навязчивое повторение в контексте психического функционирования представляет собой влечение к смерти. Согласно экономической концепции Фрейда, перед тем как принцип удовольствия начинает действовать, необходимо связать свободно текущий объем энергии.
Список используемых материалов
1. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия // Фрейд З. Психология бессознательного / пер. с нем. М.: ООО «Фирма СТД», 2006. С. 227—289.
2. Лекций В.А. Агаркова (использование этих материалов возможно только с разрешения автора курса по психоаналитическим концепциям психической травмы В.А. Агаркова)
3. Агарков В. Восстановление способности к символизации после психической травмы: оперативное мышление в травматических сновидениях / Консультативная психология и психотерапия, 2013, №3, С. 49-60.